Как получить дубликат свидетельства о рождении: документы, копия, при утере восстановить

Если Вы потеряли или повредили свидетельство о рождении ребёнка, первый официальный документ, получаемый человеком при рождении, его можно восстановить, получив дубликат.
Когда нужен дубликат?
Основания, по которым может понадобиться новое свидетельство о рождении, разнообразны. Получить новое свидетельство можно:
- При его утере или краже;
- При повреждении документа;
- В случае, когда гражданин при рождении не получал документа;
- Для оформления наследства в отношении уже умершего лица;
- Если оно было заламинировано.
Получить дубликат можно не только в том случае, если оригинал пропал или пришёл в негодность. Даже при наличии читабельного и действующего свидетельства гражданин, имеющий на это право, может получить второй экземпляр.
Однако, стоит учесть, что при выдаче дубликата, первый документ утрачивает свою юридическую силу. Второе свидетельство получает тот же номер, что и первое.
Где можно взять копию?
Где получить копию документа, решать заявителю. Существует несколько способов получения:
- В отделении ЗАГС, где была выдана первоначальная бумага;
- В МФЦ;
- На сайте Госуслуг
В Москве жители могут восстановить потерянное свидетельство о рождении:
- Через сайт мос.ру;
- Любое отделение ЗАГС Москвы.
Если гражданин потерял свидетельство в одном регионе, а получал его в совершенно другом месте страны или мира, придётся обращаться в центральное отделение ЗАГС того региона, где выдавался документ. Можно также попросить местное отделение направить запрос в другой регион. Если нужно направить запрос на выдачу дубликата в другую страну, можно оформить доверенность через Консульство на кого-то, проживающего в ней.
Кто имеет право получить?
Утеря свидетельства может стать основанием обращения следующих категорий граждан:
- Родители, опекуны или попечители, если речь идёт о документе несовершеннолетнего;
- Взрослые, получающие на себя документ;
- Родственники или иные заинтересованные лица в отношении свидетельства уже умершего человека.
Восстановить утерянное свидетельство о рождении взрослого необходимо в случае оформления гражданства. Получать бумагу на уже умершего обычно нужно при оформлении наследства.
Процедура выдачи
Процедура оформления дубликата выглядит следующим образом:
- Сбор и подготовка необходимой документации;
- Написание заявления на дубликат;
- Оплата государственной пошлины за услугу;
- Направить документы в ЗАГС или иное учреждение;
- Дождаться получения новой бумаги.
Со всех бумаг нужно предварительно снять копии хорошего качества, чтобы вся изложенная в них информация свободно поддавалась чтению. Заявление составляется не в свободной форме. Заполнить нужно предоставленную форму № 18.
Документы для получения дубликата
Перечень документов для обращения небольшой. Документы для восстановления свидетельства о рождении ребёнка ограничены:
- Заявлением;
- Паспортом заявителя;
- Квитанцией об оплате пошлины.
Есть есть свидетельство о браке, его нужно приложить. Если супруги развелись, и документ остался у одного из них, дополнительно нужно предоставить свидетельство о расторжении брака. Опекун и попечитель на руках должны иметь подтверждение своих полномочий, представитель – доверенность.
Когда запрос направляется через Интернет, загружаются сканы документов, а оригиналы предоставляются в день получения.
Сколько делается бумага?
Срок изготовления будет зависеть от способа подачи документов, от места расположения отделения ЗАГС. Если запрос будет направляться из одной страны в другую, быстро получить дубликат не получится.
Сроки могут иметь разные значения:
- 1 день – если обратиться в отделение ЗАГС, которые выдавало оригинал лично;
- 30 дней – если обратиться в МФЦ или любое другое отделение ЗАГС в городе;
- 6-9 месяцев – если обратиться в другую страну с запросом.
Если требуется получить документ, полученные первоначально в советское время, срок его изготовления тоже составит 1 день, если обратиться в нужное отделение ЗАГС.
Частные случаи
Навсегда все происходит быстро и просто при взаимодействии с органами ЗАГС. Каждый случай заявителя уникален.
Если нет паспорта?
Если по каким-то причинам у гражданина отсутствует паспорт, его нужно получить. Для этого нужно обратиться в отделение МВД. Если сделать это просто невозможно, нужно подать в суд иск с просьбой в удостоверении личности.
На основании решения суда можно будет оформить паспорт и далее все остальные нужные документы.
Если книга актов утеряна?
Из-за форс-мажорных обстоятельств некоторые бумаги длительного хранения могут быть утеряны или просто прийти в негодность. В этом случае придётся обратиться в архив ЗАГС, где все записи дублируются по закону.
В такой ситуации придётся ожидать ответа около 2 месяцев. Там же можно запрашивать сведения о родственниках, давно скончавшихся.
Варианты отказа
ЗАГС имеет право отказать в выдаче бумаги:
- При обращении родителей, лишенных родительских прав по суду;
- При отсутствии паспорта у заявителя;
- При несохраненности записи о рождении ребенка;
- При отсутствии полномочий на получение;
- При отсутствии причины обоснованности выдачи копии;
- При представлении недостоверных сведений.
Если действия органа ЗАГС по отказу в оформлении копии бумаги будут неправомерны, можно пожаловаться на их действия начальнику ЗАГСа региона или в Прокуратуру.
Список ссылок на законы: