Где взять справку об отсутствии судимости

Когда может потребоваться справка об отсутствии судимости, как ее получить и что в ней отражается читайте в нашей статье.

Кто требует такую справку

При приеме на работу

Справка на работу потребуется тем, кто хочет трудоустроиться в сфере работы с несовершеннолетними (детские сады, школы, поликлиники, органы соц. защиты, детские кружки, секции), гос. служащим, сотрудникам МЧС, СК, прокуратуры, судьям.

Работодатель не вправе требовать справку в тех случаях, которые не указаны в законе. Отказ в трудоустройстве или увольнение из-за непредоставления документа незаконны.

При усыновлении

Для лиц, которые хотят взять ребенка на усыновление, предусмотрен ряд требований. Без предоставления документа о несудимости органы опеки не смогут провести процедуру усыновления.

При получении визы или вида на жительства в иностранном государстве

Где взять справку об отсутствии судимостиКаждое государство вправе устанавливать свои условия, которые необходимо выполнить для легального пересечения границы и нахождения на его территории. Документ о несудимости нужен не везде. Он понадобится желающим путешествовать или работать, например, в США, Испании, Китае.

Если документ нужен для учреждения в иностранном государстве, он должен быть переведен и легализован сначала в российском консульстве, затем в консульстве того государства, где будет использоваться.

Получение кредита

Некоторые банки желают удостовериться в репутации потенциального заемщика, тщательно проверяют не только его финансовое положение, но и законопослушность.

Способы получения

Где взять справку об отсутствии судимости?

1 способ: Через интернет-портал Госуслуги
  • Шаг 1. Зарегистрироваться на сайте.
  • Шаг 2. В разделе «Услуги» выбрать подраздел «Лицензии, справки, аккредитации», затем графу «Справка об отсутствии судимости».
  • Шаг 3. Заполнить заявление, указав паспортные данные и прикрепив к заявлению электронный вариант паспорта (сканы или качественные фото).
  • Шаг 4. Выбрать способ получения:
    • в электронном виде. Документ поступит в Личный кабинет на портале;
    • в бумажном виде. Выдача справки допустима либо в отделении МВД, либо в Информационном центре.
Важно
Электронный вариант имеет ту же юридическую силу, что и бумажный. Электронная версия удостоверена электронно-цифровой подписью уполномоченного сотрудника. Никакую дополнительную печать ставить не нужно. При приеме на работу работодатель не вправе требовать бумажный вариант, если Вы отправили ему электронную версию.
  • Шаг 5. Забрать справку на бумажном носителе или получить в электронном виде. Если документ не получен заявителем в течение 3 месяцев, он считается невостребованным, заносится в архив. Пересылка документа на адрес заявителя с помощью почтовой связи не предусмотрена.

Получается, что, выбрав получение через портал, Вы можете избежать необходимости посещать гос. орган не только при подаче заявления, но и при получении готового документа.

Видео: Как получить справку через Госуслуги (на компьютере)

Видео: Как получить справку через Госуслуги (со смартфона)

2 способ: Через МФЦ
  • Шаг 1. Выбрать ближайший к Вам МФЦ, уточнив, оказывают ли там нужную услугу. (Не все центры уполномочены выдавать справки.) Можно выбрать Центр как по месту регистрации, так и по месту фактического нахождения. Также допустимо заранее записаться на прием, выбрав удобное Вам время посещения центра.
  • Шаг 2. Посетить МФЦ, ознакомиться с образцом заявления, заполнить и подать свой экземпляр заявления. Если у Вас возникли вопросы в процессе заполнения, Вы можете обратиться к сотруднику. В его обязанности входит проверка правильности заполнения документов.
  • Шаг 3. В назначенный день получить готовую справку в МФЦ.
3 способ: В МВД

Орган, который уполномочен выдавать документ о несудимости, — МВД. Поэтому подать заявление можно непосредственно в территориальный орган данного министерства, а лучше сразу в его информационный центр. Таким способом можно наиболее быстро получить нужную справку, так как никакого посредника между заявителем и регистрирующим органом нет, как, например, при обращении в МФЦ.

Обратите внимание
Вы можете обратиться в отделение МВД не только по прописке, но и по месту фактического нахождения. Например, гражданин прописан в Нижегородской обл., учится в Москве. Ему необязательно ехать домой для заказа справки. Подать заявления можно в столице, получить документ о несудимости там же.
4 способ: В консульских учреждениях РФ

Это для граждан, которые находятся в иностранном государстве. Консульство делает внутриведомственный запрос в Информационный центр МВД РФ, в ответ получает нужную справку.

Важно
Подать заявление почтовой службой нельзя. Даже если Вы правильно оформили и подали полный пакет документов в гос. орган, справку на основании этого отправления не выдадут. Требуется либо личная подача, либо через представителя.

Какие документы нужны для получения справки о несудимости?

1. Заявление. На одно заявление предусмотрено получение не более двух справок. О необходимом Вам количестве следует указать при оформлении заявления. Если же Вам нужно, например, 3 оригинала документа следует заполнить 2 заявления.
  2. Паспорт заявителя;
  3. Копия заполненных страниц паспорта;
  4. Доверенность и ее копия (при подаче заявления не лично, а через представителя);
  5. Оригинал и копия документа, подтверждающего родство (свидетельство о рождении) при подаче заявления за несовершеннолетнего или подтверждающего факт опеки при подаче заявления в отношении лица, находящегося под опекой.

Сколько делается справка?

Фактический срок изготовления зависит от способа подачи заявления. Ждать справку можно в течение 30 дней с момента регистрации заявления в Информационном центре или в МВД. Если Вы решили заказать справку об отсутствии судимости в электронном виде и получить результат также в электронном виде через портал, срок, как показывает практика, меньше, чем при получении в МВД или МФЦ.

Срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, когда есть необходимость сделать дополнительные запросы, например, когда гражданин часто менял место жительства.

Законом не предусмотрена возможность срочного изготовления. Однако многие фирмы за определенную плату предлагают данную услугу и выдают справку через несколько дней после обращения. Справки могут быть получены мошенническим путем, с поддельными печатями и недостоверными данными.

Обратите внимание
Получение справки, согласно закону, не облагается никаким налогом или пошлиной.

Срок действия справки

В законе не указан конкретный срок, по истечении которого документ теряет актуальность и юридическую силу. Поэтому ответ на вопрос, сколько действительна справка, зависит от места требования:

• при трудоустройстве чаще всего работодатель пользуется сроком в 3 месяца;
  • при подаче в органы опеки – 1 год;
  • при подаче в визовый центр – 3 или 6 месяцев, в зависимости от страны.

Что может быть указано в справке?

Полное наименование: справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Судимость касается только тех, кто был признан судом виновным в совершении преступления

Судимость не аннулируется моментом исполнения наказания, например, выходом из тюрьмы.

Судимость должна быть либо снята, либо погашена. Срок погашения судимости зависит от характера преступления, варьируется от одного года после исполнения наказания, если наказание было более мягким чем лишение свободы, до 10 лет за особо тяжкие преступления. Снять судимость ранее срока может только суд, если гражданин после отбытия наказания отличался безупречным поведением и возместил причиненный вред.

В справке будет указана информация либо о наличии судимости в прошлом и/или настоящем, либо об отсутствии таковой. Если в биографии заявителя есть судимость, но она погашена, в документе будет отражена информация о совершенном преступлении, мере наказания, дате погашения судимости.

Например, Сидоров Л.Д. был осужден за хищение автомобиля. Отбыв наказание, через 2 года он вышел на свободу. Еще через 3 года судимость была погашена, и Сидоров решил устроиться учителем труда в общеобразовательную школу. При трудоустройстве сотрудники отдела кадров попросили предоставить документ о несудимости. В полученной справке содержалась информация о прошлой погашенной судимости.
Уголовное преследование может как привести к судимости, так и наоборот свидетельствовать о невиновности лица

Тем не менее информация о том, что гражданин имел статус подозреваемого или обвиняемого, будет отражена.

Образец справки

ФКУ «ГИАЦ МВД России»
ИЦ Управления МВД России
по Нижегородской области № 356
Справка в отношении:
Самсонова Дмитрия Сергеевича
Справка направлена в территориальный орган МВД России
по Нижегородской области: «10» июля 2019 г.
Справка направлена в многофункциональный центр:«11» июля 2019 г.

Справку получил: Самсонов Д.С «15» июля 2019 г.

СПРАВКА

Самсонов Дмитрий Сергеевич, 18.11.1993 г, гор. Нижний Новгород

В ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ МВД России по Нижегородской области имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации:

НЕ ИМЕЮТСЯ;

имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации:

ИМЕЮТСЯ

10.10.2013 г., Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода, уголовное дело по ч.1 ст.159 УК, прекращено на основании п.1 ч.1. ст. 24 УПК

(дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования).

Дополнительная информация: НЕ ИМЕЕТСЯ.

Начальник ИЦ    _____________ Разумовский П.Л.              М.П.

Когда в выдаче справки откажут?

Исчерпывающий перечень оснований для отказа указан в законе:

1. Предоставление не всех документов для справки при подаче заявления;
  2. Указание недостоверной информации в заявлении;
  3. Неполное заполнение заявления.

Если в выдаче документа Вам отказали незаконно, Вы вправе подать жалобу, которая будет рассмотрена либо в течение 15 рабочих дней, либо в течение 5 рабочих дней (при обжаловании отказа в приеме документов, отказа в исправлении ошибок).

Если вы опубликуете четкий вопрос по теме статьи в комментариях, то в течение 1-2 суток наш юрист ответит вам. Перед тем как его задать, пожалуйста, внимательно прочитайте статью и комментарии к ней, возможно, подобный вопрос уже обсуждался.