Как написать жалобу в трудовую инспекцию сотрудником на работодателя

Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя может быть направлена не только работниками, но и иными лицами. Направленная онлайн жалоба через интернет-приёмную рассматривается в том же порядке, что и письменная. В установленных случаях проверяющий орган вправе не давать ответ.

Анонимная жалоба не является предметом проверки, поэтому следует указывать полные и достоверные сведения о заявителе. Судебные решения в контролирующих органах не оспариваются. На рассмотрение жалобы контролирующему органу отводится 30 дней. Ответ поступает в форме, указанной заявителем, — по почте России или в электронном виде.

Какие доводы следует приводить

Работник может обратиться по следующим вопросам.

  • Нарушение порядка трудоустройства. К примеру, руководитель предприятия не оформляет трудовой договор, отказывается подписывать приказ о приёме на работу и оформлять трудовую книжку.
  • Незаконное изменение условий трудового договора, незаконный перевод на другую работу.
  • Увольнение работника с нарушениями законодательства, отказ в выдаче трудовой книжки. Сюда относится и невыплата расчёта после увольнения.
  • Несоблюдение норм рабочего времени: жалоба сотрудника на привлечение к труду в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа без согласия работника и без увеличенной оплаты.
  • Нарушение графика отпусков, работнику не предоставляется отдых (перерывы во время работы), выходные и праздничные дни, компенсация за неиспользованный отпуск.
  • Нарушения в части оплаты труда: обращения о невыплате заработной платы, несоблюдении минимальных размеров и порядка оплаты труда, незаконных удержаниях из зарплаты.
  • На работника незаконно наложено дисциплинарное взыскание, он отстранён от работы, не допущен к выполнению трудовых обязанностей.
  • Работник вследствие непредоставления работодателем документов в органы страхования не получил иные денежные выплаты (пособие по нетрудоспособности).
  • Работодатель не соблюдает требования в сфере охраны труда: не предоставляются средства индивидуальной защиты, нарушен порядок расследования несчастного случая на производстве либо допущено сокрытие несчастного случая.
  • Нарушаются условия труда отдельных категорий работников. Например, беременные женщины привлекаются к тяжёлому труду.

Жалоба на работодателя может быть направлена иными лицами. К ним относятся граждане, предприниматели, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, профсоюзы, в следующих случаях:Жалоба в трудовую инспекцию

  • работодатель создаёт угрозу жизни и здоровью своих работников (рабочие на стройке работают без страховки).
  • Зарплата не выплачивается вовсе либо с задержками (работники должны получать вознаграждение за труд не меньше 2 раз в месяц). Сюда относится несоблюдение минимального размера оплаты труда.
  • Работодатель не заключает трудовой договор либо оформил его ненадлежащим образом. Может быть и такая ситуация, когда во избежание уплаты обязательных платежей (в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) трудовой договор подменяется гражданско-правовым.

Перечисленные категории вопросов относятся к компетенции контролирующего органа, поэтому по ним можно смело обратиться с жалобой.

В проверке других доводов, например, дискриминации или возмещении ущерба, контролирующий орган откажет, так как это — юрисдикция суда.

Инспекцией труда не разрешаются и индивидуальные трудовые споры (то есть если гражданин уже или еще не является сотрудником организации).

Пример: Гражданин Л. направил жалобу в ГИТ по вопросу незаконности его увольнения. Госорган в проведении проверки отказал, так как заявитель был уволен и не являлся сотрудником организации на момент подачи жалобы. Данный вопрос являлся индивидуальным трудовым спором и не подлежал выяснению трудинспекцией. Об этом инспекцией дан мотивированный ответ. Заявитель обжаловал результат рассмотрения жалобы в суд, однако последний в удовлетворении требований отказал в связи с правомерностью принятого трудинспекцией решения.

Как написать обращение грамотно

Унифицированной формы обращения в инспекцию труда не предусмотрено. Написать жалобу не составит особого труда, хотя не стоит пренебрегать правилами деловой переписки и правописания.

В документе следует изложить следующую информацию:

В «шапке», в верхнем правом углу, указываются:

  • наименование государственной инспекции труда;
  • ФИО её руководителя;
  • адрес ГИТ;
  • ФИО заявителя. Если обращение — коллективное, то следует указать, на чьё имя нужно направить ответ.

Далее посередине прописывается слово «Жалоба».

Затем сообщается о нарушении трудовых прав. Здесь нужно соблюсти «золотую середину»: подробно описать ситуацию, но не перегрузить её лишними деталями. Отражать нужно объективные сведения, которые можно проверить. Обосновывать свою позицию ссылками на законодательство не обязательно, так как оценку будет давать инспектор.

В этой части фиксируются:

  • наименование организации, где трудится работник;
  • в чём заключается нарушение со стороны работодателя. Противоправность выражается как в действии (например, незаконное увольнение работника), так и в бездействии (невыплата зарплаты);
  • когда именно произошло нарушение. Это может быть временной промежуток либо конкретная дата.

В заключении указывается требование заявителя принять меры для разрешения сложившейся ситуации (например, провести выездную проверку, привлечь виновных лиц к административной ответственности).

В конце жалобы ставятся дата и подпись с расшифровкой.

В качестве подтверждения изложенных сведений можно приложить документы, обозначив их как «Приложение».

Обращение останется без ответа, если в ней не указаны сведения о заявителе (или они недостоверны) либо содержатся нецензурные выражения и оскорбления. Те же самые последствия настанут, если текст нечитаемый или невозможно определить существо поставленного вопроса.

Образец жалобы в трудовую инспекцию находится в приёмной контролирующего органа, им можно свободно пользоваться.

Образец жалобы

Руководителю Государственной инспекции труда в городе Москве
Губину Сергею Юрьевичу
ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, г. Москва, 115582
Безымянных Зинаиды Петровны
ул. Домодедовская д. 1 кв. 1 г. Москва, 115582
тел.: +79061234567

Жалоба

С 01.01.2015 года я занимала должность начальника отдела продаж в ООО «Уют» (юридический адрес: г. Москва, ул. Домодедовская 111). 21.07.2019 года меня без моего согласия перевели на нижестоящую должность (менеджер отдела продаж) в филиал организации, расположенный в городе Реутов. До издания приказа работодатель не спросил меня о моём согласии на перевод и не объяснил причину такого кадрового передвижения. Кроме того, мне не выплатили аванс за июль (по трудовому договору зарплату нам выплачивают 15 (аванс) и 30 числа (окончательный расчёт) текущего месяца). Причину такой задержки не разъяснили. Я обратилась к генеральному директору организации, однако внятного ответа не последовало. Прошу провести проверочные мероприятия в отношении моего работодателя и принять меры в отношении виновных лиц.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы, при проведении проверочных мероприятий, прошу не разглашать мои персональные данные и сохранить конфиденциальность.

24.07.2019                                                                                                               Подпись

Способы подачи обращения

Подавать жалобу можно несколькими способами.

В приёмную ГИТ

Составить жалобу лучше в 2 экземплярах. Один из них отдаётся в инспекцию. На втором ставится отметка о дате принятия и должностном лице, принявшем жалобу (допускается и проставление штампа организации). При выборе данного варианта важно определиться, в какую трудовую инспекцию подавать жалобу. Направляется документ по месту юридического адреса организации. В любом случае после получения жалобы «не по адресу», она перенаправляется по подведомственности с уведомлением заявителя.

Направить почтой России заказное письмо с уведомлением

При получении корреспонденции на уведомлении проставляется отметка, что послужит доказательством принятия жалобы.

Жалоба, направляемая в трудовую инспекцию онлайн

Электронная форма ответа обладает такой же юридической силой, что и письменная. На официальном сайте ГИТ или Роструда следует найти раздел «Письмо в государственную инспекцию труда». Перейдя на него, заявитель может направить интернет-жалобу двумя способами:

Для использования первого варианта у посетителя должна быть авторизация на портале госуслуги, тогда жалоба станет предметом проверки. В выдаваемой форме заполняются необходимые сведения, и документ направляется. При выборе такого способа подачи можно не ломать голову о том, как написать жалобу. Посетителю потребуется только вводить запрашиваемые сайтом сведения. Поступившая электронная жалоба регистрируется так же, как и все остальные, затем передаётся на рассмотрение. По желанию заявителя проводится проверка по жалобе либо даётся консультация.

Подать жалобу в ходе личного приёма гражданина должностным лицом трудинспекции

Инспектор обязан не только дать консультацию по поставленным вопросам, но и разъяснить, как правильно написать жалобу.

Обратите внимание

В случае несогласия с ответом его можно обжаловать:

  • в вышестоящую инстанцию (Роструд),
  • органы прокуратуры или
  • в суд.

Коллективное обращение

При нарушении трудовых прав целого коллектива направляется коллективная жалоба. Закон не запрещает направлять подобную жалобу в защиту трудовых прав одного сотрудника. В документе требуется указать ФИО и адрес лица, которому следует направить ответ.

Образец коллективной жалобы

Руководителю Государственной инспекции труда в Ярославской области
Синицыной Татьяне Александровне
ул. Ленина,, д. 61 литер «А», Ярославль,150054
Бригады рабочих ООО «УК «Комфорт»

Коллективная жалоба

Мы, бригада рабочих ООО «УК «Комфорт», на протяжении двух месяцев привлекаемся генеральным директором Яковлевым П.С. к сверхурочной работе и работе в выходные дни. Согласно положениям наших трудовых договоров и коллективного договора, привлечение к сверхурочной работе, труду в выходные и праздничные дни возможно только с нашего согласия. Мы работаем в режиме 5- дневной рабочей недели, у нас 40-часовая рабочая неделя. Это предусмотрено в трудовых договорах. Однако фактически руководство регулярно привлекает нас к работе в субботу и воскресенье, понуждает к покраске бордюров, ремонту фасадов административных зданий, скашиванию травы в пределах городского округа. На любые доводы о том, что это выходит за пределы нашего рабочего времени сыпятся угрозы об увольнении. В повышенном размере сверхотработанное время не оплачивается, хотя это противоречит Положению об оплате труда. Дополнительное время отдыха не предоставляется.

Просим разобраться в сложившейся ситуации и привлечь виновных к ответственности.

26.07.2019

_______ Смирнов А.А., _______ Якушев С.Б., _______ Воробьев Н.К., _________ Телегина И.К., ________  Сухарев Ф.О., _________ Суханов Ш.Г.

Ответ просим направить в письменной форме Суханову Ш.Г. (тел.: 8 9156789012) по адресу: г. Ярославль, ул. Ленина д. 3 кв. 15.

Срок рассмотрения обращения

Сроки рассмотрения жалобы составляют 30 дней. В крайних случаях допускается его продление (например, если поверка относится к категории особой сложности, действия работодателя подпадают под признаки преступления), но не более, чем на 30 дней.

По результатам заявителю направляется ответ либо по адресу проживания, либо электронно, в зависимости от его волеизъявления. В документе должны быть указаны установленные обстоятельства, принятые меры к нарушителям. Инспекция труда может внести предписание в адрес работодателя, привлечь его к административной ответственности, направить в отношении него материал в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. Об этом извещается заявитель.

В случае отказа в удовлетворении жалобы, проверяющий орган должен обосновать свою позицию.

Рассматриваются ли анонимки

Трудинспекция не обязана рассматривать обращения, направленные анонимно. Не зря при заполнении электронной формы обращения стоит отметка о согласии обработки персональных данных. Заявитель вправе сделать отметку о сохранении конфиденциальности. Достаточно прописать это в жалобе (к примеру, «В ходе рассмотрения настоящей жалобы и проведения проверочных мероприятий прошу не разглашать мои персональные данные»).

Вопрос-ответ

Вопрос:
В каких случаях жалоба не удовлетворяется?

В удовлетворении обращения будет отказано, если:

  • в ходе проверки нарушений законодательства не выявлено;
  • контролирующим органом или судом ранее уже принято решение по заданному вопросу.
Вопрос:
Меня уволили. Я неоднократно писал в трудинспекцию по этому вопросу. По первому обращению провели проверку, по результатам которой нарушений не нашли. Я не согласился с решением, и на протяжении двух лет писал жалобы в ГИТ. Недавно пришло письмо о прекращении переписки. Законно ли это?

Действительно, контролирующий орган может прекратить переписку с заявителем. Это происходит, если направляются жалобы с одними и теми же доводами, новые вопросы в обращениях не ставятся. Однако по ним ГИТ ранее уже проводила проверку и давала мотивированные ответы. В то же время Вас никто не лишает права воспользоваться другими способами защиты своих прав (например, обратиться в суд).

Если вы опубликуете четкий вопрос по теме статьи в комментариях, то в течение 1-2 суток наш юрист ответит вам. Перед тем как его задать, пожалуйста, внимательно прочитайте статью и комментарии к ней, возможно, подобный вопрос уже обсуждался.
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть